Высокая цена на энергоресурсы и их дефицит скажутся на различных сферах экономики. Одной из первых удар получит промышленность – для нее возможны пресловутые веерные отключения света и рост себестоимости продукции. А дальше будет платить обыкновенный потребитель, в том числе высокую цену на продукты питания.
«Без веерных отключений не обойдется»
Сейчас все самое оперативное в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе самой важной информации
На начало отопительного сезона Украина оказалась с низкими запасами угля. По данным Министерства энергетики, к 8 ноября они снизились до 479,3 тысячи тонн, хотя к зиме Украина должна была заготовить 3 миллиона тонн топлива. А по информации главы профильного комитета Верховной Рады Андрея Геруса, на 10 ноября 10 украинских тепловых электростанций не имели минимальных запасов угля. 25 энергоблоков простаивали из-за отсутствия топлива.
Эксперты называют несколько вариантов выхода из этого кризиса, который произошел в самом начале отопительного сезона.
«Импортировать электрическую энергию из Белоруссии и Российской Федерации, подвозить остатки угля, насколько это возможно, сжигать газ, но это безумие, – говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. – Себестоимость электроэнергии будет просто колоссальной. Только себестоимость производства на ТЭС и ТЭЦ превысит текущую биржевую цену».
Эту же проблему обозначает и глава Союза коммунальных услуг Олег Попенко: «Разница между угольной и газовой генерацией в три раза, в три с половиной, а в некоторых случаях еще дороже. Если тариф для населения 1,68 гривен, то тариф для бизнеса будет 15 гривен. Кто будет оплачивать эту разницу, никто не говорит», – отмечает эксперт.
Цена тонны угля преодолела рекордную отметку в 300 долларов в октябре. В ноября она снизилась вдвое, но все равно была самой большой с 2008 года. Не снижается и цена газа. На бирже в Украине средневзвешенная цена с НДС по предоплате в октябре достигла 26,3 тысячи гривен, а на начало ноября – 32,9 тысяч гривен за тысячу кубометров. Кроме дороговизны энергетики и финансовых проблем, есть еще один риск – ее отсутствие или перебои с поставками.
«Без веерных отключений не обойдется, – говорит эксперт Фонда энергетических стратегий Юрий Корольчук. – В первую очередь это будет касаться промышленности. Если мы не сможем обеспечить себя электроэнергией с помощью импорта с Беларуси и России плюс производство электроэнергии за счет газа, то скорее всего тогда дойдет проблема до веерных отключений и для населения».
По мнению эксперта, веерные отключения света для населения коснутся глубинки, а не больших городов, чтобы не было негативного политического эффекта. Однако такую версию опроверг мэр Киева Виталий Кличко. В эфире телеканала «Украина 24» столичный глава предупредил жителей города о возможных проблемах с отоплением и электроэнергией. Кличко рассказал, что на сегодня 12 производящих тепло и электрику киевских предприятий испытывают нехватку угля и газа.
«Если морозы до -15° продержатся несколько недель, вероятность веерных отключений, которых не было 20 лет, очень высока. Тут вопрос к руководству страны», – заявил мэр.
Вероятность веерных отключений света пока опровергают в Кабмине, что не исключает того, что они происходят локально. Также опровержения правительства не снимают проблем в энергетике и их последствий.
Кстати, по данным опроса компании SOCIS, проведенного 29 октября – 4 ноября, 41,4 % опрошенных причиной кризисных явлений в энергетике Украины, чрезмерных цен, критической нехватки угля и газа назвали некомпетентность украинской власти, 36,9 % – ее коррумпированность. На вопрос, кто несет самую большую ответственность за отопительный сезон, 60,8 % опрошенных граждан ответили, что это ответственность центральной власти, и она должна покрыть дополнительные расходы на отопление в связи с ростом цен на газ и уголь с помощью центрального бюджета.
«Цены растут на все продукты питания»
Высокая цена на энергоресурсы подстегивает рост цен на продукты первой необходимости, в первую очередь продукты питания. Еще в сентябре профильные аналитики обращали внимание на то, что в случае подорожания газа в Украине украинские фермеры, выращивающие в теплицах овощи, фрукты и зелень, могут поднять цены или сократить производство.
«Абсолютно все, что производится с использованием энергоносителей, будет дорожать. И это подорожание рано или поздно придет к нам на рынок. Теплицы в данной ситуации являются самыми яркими заложниками этого процесса. Насколько мне известно, сегодня теплицы начали массово закрываться», – говорит эксперт Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.
В условиях дорогих энергоресурсов очевидно подорожание продуктов, в себестоимости которых энергетические расходы составляют значительную часть.
«Хлеб пока не дорожает, хотя очевидно, что для его выпекания и сушки того же зерна необходим газ, электричество и так далее, – рассказывает глава Центра анализа и стратегий Игорь Чаленко. – На сегодня я вижу несколько продуктов, которые могут пойти вверх. Это хлебобулочные изделия, это курятина разного вида, это яйца, поскольку необходим обогрев, это овощи, которые сегодня выращиваются в теплицах. Мы видим, что сегодня власти делают акцент на сохранение устойчивой цены газа для населения, но что касается промышленности, которая занимается, в том числе, производством продуктов питания, мы видим по 50 гривен за кубометр газа и выше».
Подскочить в цене может такой популярный продукт, как хлеб, хотя его стоимость очень часто называют политической, то есть искусственно сдерживаемой. Социальные сорта хлеба могут не показывать резкий рост в цене, а вот цена более «продвинутых» может расти куда заметнее.
«В цене газа нет ни одной льготы для производителей хлеба, чтобы сдержать цены. Если в начале сезона, когда еще не было видно, что тысяча кубометров газа уходит за 1100 долларов, уже тогда были аналитические прогнозы, что цена хлеба возрастет на треть. Сегодня если не будет никаких действий со стороны правительства, это будет и вполовину и, может быть, выше. По социальным сортам будут максимально держаться, но другие виды хлеба, которые не унормированы в ограничительной документации, пойдут в очень неплохой рост. Например, если вы брали кирпичик, который стоит 22-23 гривны, то буквально через месяц-два вы его можете купить за 28, и это не предел», – отмечает Игорь Чаленко.
Председатель Украинской ассоциации аграрного экспорта Дмитрий Крошка говорит, что на рост цен на продукты питания влияет пандемия и энергетический кризис.
«Цены растут на все продукты питания, – говорит эксперт. – Основной набор продуктов подорожал приблизительно на 4-5 гривен, а некоторые продукты, например, мясная продукция, подорожала на 30 гривен. К пандемии добавился и фактор энергетики. Только за октябрь дважды в течение месяца произошло повышение цен на дополнительные комплектующие, необходимые для поставки продуктов питания к потребителю. Это упаковка, логистика и другие расходы, которые несет производитель».
Эксперт отмечает, что для того, чтобы сохранить свое положение на рынке и доступность продукции к покупателю, производители продуктов питания начинают экономить на некоторых составляющих производства, что, очевидно, будет приводить к ухудшению качества продукции.
«За счет уменьшения маржинальности производители пытаются остаться на рынке и не уменьшать объемы реализации своей продукции. Это может повлиять на качество продукции, которая окажется на полках супермаркетов и рынках, не в лучшую сторону. Сегодня это уже можно увидеть в магазинах: на прилавках оказывается продукция не лучшего качества», – говорит Дмитрий Крошка.
Как сообщала в октябре ФАО, продовольственная и сельскохозяйственная организации ООН, за год рост мировых цен на продовольствие составил 32,8 %. Рост обусловлен преимущественно подорожанием большинства зерновых культур и растительного масла.
По данным Госстата, в октябре по сравнению с сентябрем овощи выросли в цене на 10,6 %. С начала 2021 года по октябрь наиболее подорожали растительное масло (+41,4 %), сахар (+29,9 %), хлеб (+14 %), мясо (+12,1 %). На 26,7 % подорожали топливо для транспорта и смазочные материалы, что также отражается в стоимости продукции.
Дорогие энергоресурсы еще не так сильно ощущаются в стоимости продуктов питания, но этот эффект может быть ощутим уже спустя несколько месяцев. В условиях, когда государство отказывается регулировать цены, все издержки кризиса будет нести конечный потребитель из своего кармана.