В марте подорожали железнодорожные билеты во всех категориях вагонов. В целом повышение составило 2%, но на этом рост тарифов не завершится. Как объяснил министр инфраструктуры Владислав Криклий, начиная с весны, стоимость билетов будет увеличиваться на 2% ежемесячно, как это предусмотрено в финансовом плане «Укрзализныци».
В итоге за год проезд в поездах подорожает, как и в прошлом году, на 20%. Само повышение стоимости билетов чиновники называют «мягкой индексацией».
Сейчас все самое оперативное в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе самой важной информации
Действительно, для тех, кто передвигается на небольшие расстояния, рост цен будет не так ощутим. Однако для пассажиров, выбирающих популярные маршруты, повышение ударить по кошельку. Так, к концу года проезд в плацкарте поезда Киев-Львов будет стоит 232 гривны, вместо 190 гривен.
Впрочем, в «Укрзализныце» уверены, что спрос на поезда не должен снизиться, поскольку для пассажиров действует система скидок до 40% при заблаговременной покупке билетов.
Согласно финансовому плану компании на 2021 год, дополнительные доходы от индексации тарифов ожидаются на уровне 558 млн гривен. Но в «Укрзализныце» подчеркнули, что текущая индексация «далека от покрытия существующих затрат». Сегодня пассажирские перевозки остаются убыточными и дотационными, а сама цена билетов – ниже себестоимости. То есть, по факту имеем администрирование цен. «Дыры», возникающие из-за убыточности пассажирского сектора, перекрываются за счет доходов от грузоперевозок.
Ожидается, что деньги от запланированной индексации должны пойти на обновление парка пассажирских вагонов. В целом инвестиционная программа «Укрзализныци» на текущий год запланирована в объеме 27 млрд гривен, из которых только 2 млрд хотят потратить на развитие пассажирских перевозок, а остальное пойдет на обновление парка грузовых вагонов, локомотивного хозяйства и инфраструктуру.
Но вернемся к билетам. Отчего они дорожают? Помимо инфляции этот процесс связан с ростом минимальной заработной платы, тарифами на электроэнергию, расходами на амортизацию.
«Необходимость повысить стоимость билетов объясняется также перевозкой пассажиров льготных категорий (государство плохо компенсирует эти расходы – прим. Ред.) и содержанием инфраструктуры, а это ведомственные дома, объекты электрогенерации и проч. Также в компании много затрат, связанных с социальной составляющей», – поясняет эксперт общественной кампании «Евро Патруль» Вячеслав Коновалов.
В этом году общие доходы от перевозки пассажиров прогнозируются на уровне 7,76 млрд гривен, если отталкиваться от цифр финансового плана компании. Это почти в два раза больше результатов за 2020 год. Впрочем, точные данные по прошлому году пока не разглашаются. Есть приблизительные цифры – 12-14 млрд гривен убытков.
Понятно, что сильный удар по отрасли нанесла пандемия Covid-19 и сопутствующие ей ограничительные меры на транспорте. К примеру, за 2020 год «Укрзализныця» перевезла 16 млн пассажиров в дальнем сообщении, а в 2018 году этот показатель составлял 55,9 млн.
Помимо прочего, компанию по-прежнему тянет вниз пригородное сообщение, где тариф покрывает всего лишь 10% расходов. Плюс ко всему местные власти саботируют платежи по компенсации поездок льготников. Так, по итогам 2020 года с «Укрзализныцей» по этим перевозкам рассчитаюсь только на 28%. В связи с этим не первый год ходят разговоры, чтобы передать электрички полностью под юрисдикцию местных властей или просто заменить их автобусами, так как это дешевле. Однако практических шагов в этом направлении пока не сделано.
В целом, чтобы пассажирский сектор выходил «в ноль» он должен показывать результат в 16-17 млрд гривен дохода в год. Сейчас это невозможно без «рыночной» стоимости билета.
Эксперты говорят, что текущая модель хозяйствования и коррупционная составляющая также тормозят «Укрзализныцю». Речь может идти о потери миллиардов долларов.
Поскольку у «Укрзализныци» нет стратегии, все проблемы она будет решать только путем повышения цен на проезд, говорит политический аналитик Руслан Бизяев.
По словам, в конце концов, необходимо определиться, кто несет за железную дорогу ответственность.
«Это государство, частный инвестор или наблюдательный совет. Все попытки западных инвесторов зайти сюда в той или иной степени провалились. Не может эффективно работать предприятие, у которого нет стратегии. А раз у него нет стратегии, то все «дырки» они будут закрывать только путем повышения цен», – отметил он.